Нижний ярус памятника.
На предыдущую страницу.
Нижний ярус. Государственные люди.
Другой отдел горельефа назван “Государственные люди” (всего 26 фигур). Он начат портретами киевских князей
Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. В их облике скульптор изобразил деятелей, озабоченных укреплением Руси. Это романтизированные образы правителей государства. Ярослав держит в руках пергаментную рукопись: это знаменитая “Русская правда” — старейший свод законов. При Ярославе древнейшие обычаи были впервые записаны и кодифицированы, что имело огромное положительное значение для того времени. Владимир Мономах изображен на памятнике как олицетворение ума, благородства, духовного и физического совершенства, каким остался он в народных преданиях. Мономах был последним князем, объединившим Русь от Балтийского до Черного моря, от Буга до Волги. После его смерти усилился распад страны на удельные княжества, всюду полыхали смуты и междоусобицы, а нашествие татаро-монголов уже надвигалось... И долгое время представление о Руси великой и единой связывалось в народе с именем Мономаха.
В этом же разделе памятника находятся фигуры видных деятелей Великого княжества Литовского. Сильное и самостоятельное государство, включавшее в себя в иные времена Витебск и Смоленск, Чернигов и Киев, Литовское княжество впоследствии прочно вошло в состав единой Русской державы. Гедимин и его сын Ольгерд были выдающимися политиками и полководцами. Особенно колоритной получилась скульптура Гедимина: перед нами высокий могучий старец в боевых доспехах, седобородый воин, проведший всю жизнь в походах и сражениях. Любопытная деталь: за фигурами Гедимина и Ольгерда помещено изображение языческого божества. Дело в том, что в Литве вплоть до XIV века господствовала языческая религия и лишь потом проник католицизм.
Нижний ярус. Государственные люди.
Широко представлены на памятнике деятели Руси XVI века — эпохи Ивана Грозного. Это замечательные реформаторы Сильвестр и Адашев, много сделавшие для укрепления Русского государства, это царица
Анастасия, первая жена Грозного, которой, как гласит предание, удавалось смягчать неистовый и жестокий нрав царя (она рано скончалась, ей не исполнилось еще и тридцати лет). Как и все женские образы на памятнике “Тысячелетие России”, скульптурный портрет Анастасии выполнен превосходно. Это молодая женщина с лицом, отмеченным строгой и сдержанной красотой. В движении ее рук, в слабом наклоне головы, во всем ее облике сквозит печаль — печаль жены и матери, предвидящей, предчувствующей трагическую судьбу ее близких. И в образе Анастасии, со сдержанной мольбой
прижимающей руку к сердцу, видится нам не царица — величаво холодная и недоступная, а та земная, всем знакомая русская женщина, которая готова вынести любое тяжкое бремя, ниспосланное ей судьбой.
Очень интересно во 2-м отделе горельефа решен образ
Петра I. В верхней композиции памятника изображение царя-реформатора получилось несколько парадным и выспренним. Не портрет, а чистая аллегория. Здесь же, на горельефе, Петр исполнен в точном соответствии с пушкинскими словами:"То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющий душой На троне вечный был работник."
На следующую страницу.