В 1857 году комитет министров поставил на обсуждение вопрос о сооружении памятника "первому русскому государю Рюрику". Памятник должен был ознаменовать якобы исполнявшуюся в 1862 году тысячелетнюю дату существования Русского государства.Был объявлен конкурс.Оценку проектов было поручено произвести совету академии художеств, состоявшему из маститых профессоров.
К назначенному условиями конкурса сроку- к 1 ноября 1859 года- в жюри поступили 53 проекта от самых разных лиц.Лучшим был признан проект М.О.Микешина. Ему присудили первую премию- 4000 рублей. Архитекторы И.И.Горностаев и П.Е.Антипов получили второе и третье места и разделили пополам вторую премию.
После рассмотрения в совете академии проект Микешина был подан для утверждения царю. Когда проект был утверждён Александром 2, возник вопрос об исполнителях скульптурных групп и рельефов памятника, так как Микешин не был скульптором и никогда ничего не лепил. Ему предстояло учиться у Шредера основным техническим приёмам ваяния. Совет академии считал целесообразным привлечь к сотрудничеству нескольких скульпторов, которые должны были выполнить отдельные группы и рельефы пьедестала. Для достижения стилистического и композиционного единства памятника Главное управление путей сообщения заказало Микешину и Шредеру модель в одну пятую часть натуральной величины. Модель была выполнена Шредером. Шредер работал, не зная отдыха, забывая о сне, и выполнил ответственное поручение с честью. Он успел вылепить всю модель в назначенный срок, в течение четырех месяцев, и получил полное одобрение за высокое качество её исполнения.
В июле 1860 года Главное управление путей сообщения заключило со скульпторами контракты, по которым за лепку каждой фигуры в глине, затем за отливку её в гипcе в двух экземплярах с последующей доставкой на бронзовую фабрику было назначено вознаграждение в 4000 рублей. Скульптурные группы Михаила Романова, князя Владимира и Дмитрия Донского заказали известному скульптору академику Р.К.Залеману, фигуру Рюрика- академику П.С.Михайлову, Микешин и Шредер взяли на себя исполнение групп Петра 1, Ивана 3 и верхний, венчающий монумент.
К 1 июля 1862 года все бронзовые группы, рельефы и решетка вокруг памятника были собраны в литейной мастерской, и на их осмотр пригласили царя. Он одобрил готовые части памятника. Вскоре их переправили по Неве и Волхову в Новгород.
В течение 1860 года производилась заготовка необходимых материалов и доставка их в Новгород. Потом началась закладка фундамента памятника.