Памятник "Тысячелетие России" Тысячелетие России
Нижний ярус памятника.
На предыдущую страницу.
Государственные люди

Нижний ярус. Государственные люди. Другой отдел горельефа назван “Государственные люди” (всего 26 фигур). Он начат портретами киевских князей Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. В их облике скульптор изобразил деятелей, озабоченных укреплением Руси. Это романтизированные образы правителей государства. Ярослав держит в руках пергаментную рукопись: это знаменитая “Русская правда” — старейший свод законов. При Ярославе древнейшие обычаи были впервые записаны и кодифицированы, что имело огромное положительное значение для того времени. Владимир Мономах изображен на памятнике как олицетворение ума, благородства, духовного и физического совершенства, каким остался он в народных преданиях. Мономах был последним князем, объединившим Русь от Балтийского до Черного моря, от Буга до Волги. После его смерти усилился распад страны на удельные княжества, всюду полыхали смуты и междоусобицы, а нашествие татаро-монголов уже надвигалось... И долгое время представление о Руси великой и единой связывалось в народе с именем Мономаха. В этом же разделе памятника находятся фигуры видных деятелей Великого княжества Литовского. Сильное и самостоятельное государство, включавшее в себя в иные времена Витебск и Смоленск, Чернигов и Киев, Литовское княжество впоследствии прочно вошло в состав единой Русской державы. Гедимин и его сын Ольгерд были выдающимися политиками и полководцами. Особенно колоритной получилась скульптура Гедимина: перед нами высокий могучий старец в боевых доспехах, седобородый воин, проведший всю жизнь в походах и сражениях. Любопытная деталь: за фигурами Гедимина и Ольгерда помещено изображение языческого божества. Дело в том, что в Литве вплоть до XIV века господствовала языческая религия и лишь потом проник католицизм.
Нижний ярус. Государственные люди. Государственные люди Широко представлены на памятнике деятели Руси XVI века — эпохи Ивана Грозного. Это замечательные реформаторы Сильвестр и Адашев, много сделавшие для укрепления Русского государства, это царица Анастасия, первая жена Грозного, которой, как гласит предание, удавалось смягчать неистовый и жестокий нрав царя (она рано скончалась, ей не исполнилось еще и тридцати лет). Как и все женские образы на памятнике “Тысячелетие России”, скульптурный портрет Анастасии выполнен превосходно. Это молодая женщина с лицом, отмеченным строгой и сдержанной красотой. В движении ее рук, в слабом наклоне головы, во всем ее облике сквозит печаль — печаль жены и матери, предвидящей, предчувствующей трагическую судьбу ее близких. И в образе Анастасии, со сдержанной мольбой Государственные людиприжимающей руку к сердцу, видится нам не царица — величаво холодная и недоступная, а та земная, всем знакомая русская женщина, которая готова вынести любое тяжкое бремя, ниспосланное ей судьбой. Очень интересно во 2-м отделе горельефа решен образ Петра I. В верхней композиции памятника изображение царя-реформатора получилось несколько парадным и выспренним. Не портрет, а чистая аллегория. Здесь же, на горельефе, Петр исполнен в точном соответствии с пушкинскими словами:"То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющий душой На троне вечный был работник."
На следующую страницу.
на главную страницу
Сайт создан в системе uCoz
Рейтинг@Mail.ru