Памятник "Тысячелетие России" Тысячелетие России

Нижний ярус памятника.
В нижней части памятника расположен бронзовый горельеф, разделенный на четыре части. Горельеф этот представляет собой скульптурные группы (высота фигур около полутора метров), содержащие в общей сложности 109 портретов исторических персонажей. Микешин, выполнявший как скульптор-монументалист официальный заказ правительства, -не мог самолично окончательно выбирать героев своего монумента. Список лиц для памятника утверждала петербургская бюрократия и в конце концов сам император. Например, Микешин настойчиво добивался включения в число персонажей поэтов Кольцова и Тараса Шевченко, но тщетно. В итоге в подборе лиц для новгородского памятника оказалось значительное число таких людей, чьи заслуги перед Россией более чем сомнительны. Они служили скорее трону, чем стране. Таков, например, Безбородко — один из фаворитов Екатерины II. Или Дибич — немецкий генерал на русской службе, бездарный кабинетный стратег, более всего проявивший свою энергию преследованиями декабристов во 2-й армии, автор порочного плана кампании 1828 года во время русско-турецкой войны. Или, скажем, Кочубей — царский министр, респектабельный, но безликий сановник, ничем заметным себя не проявивший. А разве действительно велик фельдмаршал Миних? Стремление заказчиков прославить царствующую династию привело к изображению на памятнике бесконечного числа Романовых: Михаила Федоровича, “тишайшего” Алексея Михайловича, Екатерины II, Александра и Николая Первых... В этот же ряд следует отнести и многих церковных деятелей, чьи имена давно и справедливо забыты нашим народом. Или еще пример: среди выдающихся мастеров отечественной культуры наряду с Пушкиным и Гоголем оказались второстепенный архитектор Кокоринов и хороший переводчик, но посредственный поэт Гнедич... Вместе с тем среди героев памятника нет исполинских фигур Разина и Пугачева, Радищева и Рылеева, Пестеля н Белинского. Классовый подход тех, кто правил и утверждал список персонажей монумента, достаточно очевиден.
Нижний ярус. Военные люди и герои. Военные люди и герои. Самая большая группа лиц объединена в отделе “Военные люди и герои” (всего 36 фигур). Первыми здесь изображены князья Святослав, Мстислав Удалой, Даниил Галицкий. То были блестящие и отважные витязи, о которых уже при жизни складывались легенды. В этих образах, исполненных темпераментно и романтично, выражена тема становления России, нашей Родины. Это тема борьбы с внешним врагом и внутренней смутой, здесь слышится надежда автора “Слова о полку Игореве” о Руси великой и единой, нераздельной перед лицом общего врага. Святослав — это порыв, мужество, неиссякаемая энергия. Кажется, он только что сошел с боевого коня, разгоряченный битвой. Миг — и он снова понесется по ковыльной степи во главе отважной своей дружины. Мстислав спокоен, сдержан. Это умный воитель, полководец, водивший войска за правое дело, отстоявший вместе с новгородской дружиной независимость вольного города от посягательств владимиро-суздальских князей. Даниил Галицкий предстает перед нами в образе крупного государственного деятеля. Он не облачен в доспехи, его голова не покрыта шлемом. Правитель могущественного в ту пору княжества на юго-западе Руси был умелым полководцем, сам участвовал в битвах, но в памяти потомков остался прежде всего как талантливый политик, умело отражавший нападения внешних врагов. Чрезвычайно интересно исполнен скульптурный портрет Александра Невского, с которым связаны блестящие страницы новгородской истории. Микешин изобразил его не в традиционном образе полководца и воина. Мы видим в нем не только человека, привычно носящего боевые доспехи, не только рослого и широкоплечего витязя, мы видим умное и тонкое лицо мыслителя и дипломата. Так оно и было на самом деле. Александр Ярославич известен потомкам в основном своими знаменитыми военными победами на Неве и на льду Чудского озера. Не все знают, что он был крупный политик и дипломат, который вел сложные и напряженные отношения и с Золотой Ордой, и с папой римским, и со скандинавскими странами. И сам по себе был человек непростой и противоречивый. Все это мы прочтем в его образе, изваянном на памятнике. В этом разделе горельефа мы без труда угадаем хорошо знакомую нам по многочисленным изображениям фигуру Богдана Хмельницкого. Замечательный полководец и политический деятель украинского народа изображен в национальном костюме с гетманской булавой в руке. Лицо его задумчиво. Кажется, он думает о своей подневольной родине, разоряемой нашествиями врагов. Но тверд взгляд, решителен поворот головы: путь, избранный им, — правый путь, только в единении с русским народом обретет многострадальная Украина покой н процветание. Прекрасен образ народного героя Ивана Сусанина. В лихую годину смутного времени, когда вражеские полчища терзали Русь, он завел отряд интервентов в дремучие костромские леса, погубил их и погиб сам. Сусанин изображен умирающим. Теряя силы, он медленно склоняется к земле. Голова запрокинута, лицо выражает сдержанное страдание, однако оно не искажено гримасой ужаса или страха. Так умирали русские люди, до конца исполнившие свой долг. Так шли на смерть потомки Ивана Сусанина в Великую Отечественную, известные и безвестные наши герои.
На следующую страницу.
на главную страницу
Сайт создан в системе uCoz
Рейтинг@Mail.ru